Архитектурный стиль Баухаус
Баухаус – школа дизайна, архитектуры и прикладного искусства, основанной немецким архитектором Вальтером Гропиусом (1883–1969) в Веймаре, Германия, в 1919 году. Школа работала в трех разных городах (Веймар, Дессау и Берлин) вплоть до 1933 года. Это была чрезвычайно влиятельная школа, которая определила эпоху и помогла сформировать современное искусство, дизайн и, конечно же, архитектуру.
История Баухауса
Художественная школа Баухаус прошла три разных переезда и этапа. Официально заведение называлось «Государственный Баухаус», потому что это было государственное учреждение, объединяющее две школы – Академию изящных искусств Великого Герцога Саксонского и Школу искусств и ремесел Великого Герцога Саксонского.
В Баухаус директором был Ханнес Майер, и большинство проектов, которые мы знаем сегодня как стиль Баухаус, пришли из Дессау, включая знаменитое здание Баухауса, построенное Гропиусом. После закрытия Дессау в 1932 году из-за усиливающегося давления со стороны нацистов, преподаватели и студенты переехали в Берлин (Бранденбург), где они основали новую школу Баухауса.
Это была частная школа, директором которой был Людвиг Мис ван дер Роэ. Баухаус в Берлине просуществовал до апреля 1933 года, когда был окончательно закрыт нацистским режимом. Преподавательский состав и студенты бежали из Германии, что привело к распространению стиля Баухаус по всему миру.
Общие черты направления
Опираясь на идеи английского движения искусств и ремесел 19 века и стиля модерн, школа актуализировала концепцию «Gesamtkunstwerk» или «тотального произведения искусства». Идея Баухауса заключалась в том, чтобы нивелировать различие между изобразительным и прикладным искусством и создать новую эстетику, сочетающую изобразительное искусство с промышленными технологиями.
Объединяя изобразительное искусство, ноу-хау традиционных мастеров и промышленные процессы под одной крышей, Баухаус стремился создавать простые и целеустремленные проекты с художественным чувством, которые можно было бы производить массово и служить обществу. Это было утопическое движение, пытавшееся улучшить повседневную жизнь людей с помощью красивого и функционального дизайна.
Немецкая школа действовала как центр для самых инновационных творческих умов Европы в то время, обучая живописи, керамике, текстилю, металлообработке, фотографии, типографике, графике, театральному дизайну, архитектуре, а также дизайну интерьера и продукции. Метод обучения в Баухаусе заменил традиционные отношения между учеником и учителем идеей сообщества художников, архитекторов, дизайнеров и мастеров, живущих и работающих вместе.
Среди преподавателей Баухауса было много известных архитекторов и художников-авангардистов двадцатого века. Студентов поощряли экспериментировать и изобретать новые конструкции, которые должны были быть простыми, функциональными и легкими в изготовлении. Среди наиболее коммерчески успешных мастерских были текстильная и металлообрабатывающая. Их продукция продавалась по патенту школы, обеспечивая Баухаус жизненно необходимыми средствами.
Основные принципы Баухауса
В манифесте Баухауса 1919 года Вальтер Гропиус сформулировал некоторые из основных принципов движения, такие как:
- Искусство и архитектура должны вернуться к мастерству. Гропиус стремился создать единый стиль, объединяющий архитектуру, изобразительное искусство и ремесла. Он принял философию «тотального произведения искусства», и переформулировал ее в «тотальный дизайн», намереваясь передать знаменитую идею через «новую гильдию мастеров» во все аспекты современной жизни.
- Акцент на технологии. Следуя принципу сочетания искусства и ремесел, художники Баухауса восприняли современные технологии, объединив искусство и дизайн с массовым производством.
- Функция следует за формой. По словам Гропиуса, дизайн объекта должен основываться на его предполагаемой функции. Как сказано в манифесте, «объект определяется своей природой. Итак, для того, чтобы правильно спроектировать предмет — сосуд, стул или дом, — нужно прежде всего изучить его природу: он должен в совершенстве служить своему назначению, то есть выполнять свою функцию с пользой, быть прочным, экономичным и «красивым». Дизайн в стиле Баухаус прост и функционален, состоит из простых геометрических форм, чистых линий, основных цветов и почти без украшений.
- Простота и минимализм. Эстетика Баухауса основана на простоте, ясности, сбалансированной визуальной композиции, рациональности и функциональности. Орнамент разрешался только в том случае, если он вытекал из функции.
- Истина к материалам. Архитекторы и дизайнеры Баухауса считали, что материалы должны использоваться максимально честно, чтобы отражать истинную природу объектов и зданий. Они использовали основные утилитарные материалы, сталь, бетон и стекло, не модифицированные и открытые, подчеркивая красоту своей функциональностью.
- Комплексный подход к дизайну. Архитекторы и дизайнеры Баухауса стремились интегрировать методы школы в повседневную жизнь.
- Постоянное развитие и инновации. Школа Баухаус выступала за постоянные эксперименты и эволюцию своих архитекторов и дизайнеров, призывая их постоянно изобретать что-то новое с использованием современных технологий и материалов.
Характеристики стиля Баухаус
Исходя из желания объединить все искусства и промышленность, Баухаус стремился создать красоту с помощью функционального, утилитарного дизайна. Самым основным принципом движения Баухаус было «форма следует за функцией». В этой идее использовались простые геометрические формы с небольшим количеством декоративных деталей для создания функциональных, простых предметов и предметов массового производства.
Дизайн Баухауса характеризуется чистыми линиями, простыми, полезными формами с небольшим декором или без него, основными цветами и рациональным использованием современных материалов — стекла, стали и бетона.
Самый важный вклад Баухауса приходится на область промышленного дизайна. Стул Wassily, спроектированный Марселем Брейером в 1927–1928 годах, кресло MR20, спроектированное Людвигом Мис ван дер Роэ в 1927 году, и чайник Марианны Брандт из серебра и черного дерева (1924 год) сейчас являются частью коллекций ведущих художественных музеев мира, в том числе MoMA в Нью-Йорке, Художественный институт Чикаго, Центр Помпиду в Париже и Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Эти объекты считаются знаковыми выражениями стиля Баухаус. Они стали самыми популярными предметами коллекционирования на рынке элитной мебели.
Самым известным архитектурным проектом движения Баухаус является здание в Дессау, спроектированное Вальтером Гропиусом в 1925-1926 годах. Это построенный манифест функциональности, ясности и минимализма, который историки искусства считают символом «белого модернизма» по преимуществу. Здание Баухауса получило статус Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году вместе с бывшим зданием в Веймаре.
Влияния и наследие
Невзирая на недолговечность, Баухаус считается самой влиятельной художественной школой 20-го века, которая помогла сформировать современный дизайн и архитектуру. Школа сыграла решающую роль в развитии модернистской архитектуры и оказала значительное влияние на современное искусство и дизайн середины 20 века и скандинавский минимализм.
Стиль и идеалы Баухауса вдохновляют художников и дизайнеров во всем мире и по сей день. Например, концепция известной шведской компании по производству товаров для дома IKEA была вдохновлена работами дизайнеров Баухауса. Несколько художников Баухауса построили архитектурный ансамбль из 4000 зданий в Тель-Авиве, Израиль (так называемый Белый город Тель-Авив). Эта выдающаяся коллекция модернистской архитектуры в стиле Баухаус была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2003 году.
Стиль Баухаус коренным образом изменил мир дизайна своими прогрессивными, авангардными идеями и остается важной частью истории искусства.
Заказать проект дома в стиле Баухаус
Если вы вдохновились данным направлением, мы можем помочь вам создать проект дома вашей мечты, который вобрал бы в себя черты и дух стиля Баухаус. Обращайтесь в наше бюро по вопросам создания проекта дома в стилистике Баухаус, и мы обязательно поможем воплотить ваши задумки в реальность.